HENINEN.NETRAATTEEN PORTTISuomiРусскийNewsAbout projectMemory pantheonExpeditionMediaPressLinksGuestbookCronicle of battlesPhotoarchiveDocumentsWar and fatesMemory and lawCoöperation of museumsTourism
News archive

On November 16, 2004, the meeting of round table on the topic "Small wars and military involvements of 1939-1940 (Khalkin-Gol river engagement, Soviet-Finnish war)" was held in Russian main military archive.

Project coördinator from Russian side P.A.Razinov made a speech about results of the work on "Winter war Monument" project and memorizing of fallen Soviet soldiers near Suomussalmi in 1939-1940 winter.

In March 12-14, 2004 in Petrozavodsk (Russia) and Suomussalmi (Finland) took part a joint seminar dedicated to the results of "The Monument of the Winter War" project. The seminar started its work in Petrozavodsk on March 12. Russian workgroup members, leading Karelian historians, researchers from the Russian State Military Archives, volunteers of the Zhitomir region (Ukraine) Memory Book, representatives of veterans organisations and the management of the Military History Institution (Ministry of Defence of the Russian federation) participated in the seminar activities.

On the same day the seminar participants went to Suomussalmi where on March 13 - the day of the end of the 1939-1940 Winter War - the seminar was continued. The leading expert of the Military History Institution (Finnish defence forces Academy) Mr. Eero Elfvengren presented the opinion of the Finnish military historians. The seminar participants summed up the results of two years of the joint work and outlined perspectives of the further coöperation in perpetuation of the memory of Soviet and Finnish soldiers fallen in the battles of the Winter War.

In February 26, 2004 co-ordinating group of the "The Monument of the Winter War" project got the request from Nina Egorovna Shevko from Petrozavodsk. Nina Egorovna learn about the project from the press and wanted two know the fate of her two relatives, fallen in this war - Nikolay Alexeevich Koshelev, lost in battle on February 18, 1940 and Piotr Trofimovich Latkin, deceased in February 17, 1940.

In February 12 and 19, 2003 two E-mails from Valentina Mikhaylovna and Andrey Nikiforovich Sharamenko from Cherkassy region (Ukraine) came to the project address. They asked to help to find the burial place of their grandfather, Andrey Nikiforovich Grebenik, who served in 13 detached road battalion, missed at the battle on the Sumisalmo-Peranka (places names taken from the text of the archive information) highway. Some facts that were given by Sharamenko family are of great interest to the project.

In January 26, 2004 the Russian project co-ordinator got the letter from Mr. A.Makarchuk (Kololyanka village, Novograd-Volynsky district, Zhitomir region, Ukraine) with the request to find out the fate of his relatives and compatriots Zinovy Trofimovich Opanasyuk (born in 1916) and Polikarp Davidovich Makarchuk, who did not return from the Winter War. The Novograd-Volynsky military commissioner recommended him to contact the members of "The Monument of the Winter War" project.

In January 22, 2004 the project got the letter from Raisa Afanasievna Ukrainets (city of Zhitomir, Ukraine) with the request to find out the fate of her brother Afanasy Afanasievich Ukrainets (born in 1915), who fell in the Winter War.

In January 22, 2004 the project got the letter from Novograd-Volynsky city military commissioner and Nina Victorovna Nikitchina with the request to help to find out the fate of the father of Nina Nikitchina - Victor Timofeevich Nikitchin (born in 1903). According the information of the military commissioner office he was missed in battle, but according the information of his fellow-soldiers, was killed at the battlefield.

In January 11, 2004 the Russian project co-ordinator got the letter from Zinaida Pokropina (Ruzhin tounship, Ruzhin district, Zhitomir region, Ukraine). Mrs. Pokropina wanted to find out the fate of her father, Evstafy Sidorovich Tyshkevich, who, according the information of the military commissioner office was missed in battle. She stressed that might be the project will help to find the grave of her father and his memory will be immortalised.

In January 10, 2004 the project got the letter from Nadezhda Shinkarenko (Dneproprtrovsk, Ukraine) with the request to find out the fate of the father, Pietr Ivanovich Prokopenko (born in 1910), served in the 44th division and fallen in battle during the Winter War.

In November 29, 2003 to the project address there came a letter from the local administration of Popelnya village (Popelnya district, Zhitomir region, Ukraine) with the names of 20 village inhabitants, who did not return from the Winter War.

In October 16, 2003 there came the letter from Pietr Nikolaevitch Musyka, living in Berdichev (Zhitomir region, Ukraine). In his letter he writes about his father, Nikolay Klementievich Muzyka, born in 1904, who served in the 44th division, but, according to the information of the military commissioner office, was killed in October 9th 1940 during the Red Army attack at the city of Pitkäranta.

In October 16, 2003 the Russian project co-ordinator got the letter from the pupils and teachers of Mirolyubov high school (Zhitomir district, Zhitomir region, Ukraine). In this letter they informed about the first results of the tourist and regional studies expedition organised by them. The main aim of the expedition was to find people whose relatives did not return from the Winter War.

In September 18, 2003 Karelian representatives of the workgroup of the "Winter War Monument" project took part in the work of the international seminar on the problems of protection and use of the military history object "Defensive engineering structures of the WWII in Medvezhiegorsk".

In September 2, 2003 the Russian co-ordinator of the project got the first letter from Olga Feodorovna Roshak (Zhitomir, Ukraine) in which she wrote about her father, Feodor Klimentievich Roshak, who served in the 44th division and was missed in battle.

In August 14, 2003 the Russian members of the "Winter War Monument" project held a "round-table" meeting.

In July 21, 2003 the Finnish-Russian workgroup of the "Winter War Monument" project and the leaders of the Suomussalmi commune and the union of communes of Kainu region met in RaatteenPortti museum near Suomussalmi (Finland). The meeting was dedicated to the interim results of the project and the results of the first year of its realisation.

In July 10, 2003 the workgroup representatives met with the specialists of the Ministry of Internal Affairs archives in the Republic of Karelia.

From June 30 till July 5, 2003 the joint Russian-Finnish scientific expedition, made up of the members of the "Winter War Monument" project, worked in the Kalevala (Uhtua) community. The aims of the expedition were to find, study and document the military memorials and sites of 1939-1940 and 1941-1944.

The expedition staff included also the historians, representatives of the Karelian Ministry of Culture and administrative workers of Suomussalmi (Finland) and Kalevala (Karelia, Russia) communes.

The expedition took place within the framework of the "Winter War Monument" project and was organised by the Republic of Karelia State Centre of the preservation and use of the historic and cultural monuments (V.Markova), History faculty of the Petrozavodsk State University (S.Verigin) and administration of Kalevala commune.

In July 3, 2003 the project workgroup met with the representatives of several Karelian archives. The main aim of the meeting was the concrete definition of the possibilities of each archive service to find the documents relating to the events of the 1939-40 on the Suomussalmi sector.

The members of the meeting stressed the necessity to find documents relating the activity of the frontier troops and ministry of interior troops that fought in this sector together with the regular 163 and 44 divisions of the Red Army.

In July 2, 2003 the members of the "Winter War Monument" project met with the military commissioner in the Republic of Karelia. Colonel A. Ionov. The latter confirmed the readiness of the Karelian military commission to actively assist in the project realization.

In June 26, 2003 Mr. S.Antropov confirmed that the Russian Committee of the Veterans of War and Military Service will take part in the activities of the "Winter War Monument" project and actively assist its success.

Contacts with the Russian Committee of the Veterans of War and Military Service were established by the efforts of the staff of the Russian military attache in Finland (Mr.S.Iliynsky) and the Karelian Council of the Veterans of War and Military Service (V. Gromov).

June 4-5, 2003 at the Post-Diploma Teacher' Training Institute of the Republic of Karelia there took place the Winter War Memorial project work-seminar. The representatives of the project from the Finnish side and from the archive-historical services of the Leningradian military district were present at the seminar.

April 2, 2003. The Winter War monument workgroup held a meeting at which the journalists of the Karelia State TV and Radio Company showed the prepared TV programme "Our War Youth".

On behalf of the Finnish and Russian participants of the project, a memorial sign was presented to the Soviet-Finnish War Veteran D.S.Alexandrov.

A.J.Petrenko, the representative of the Ukrainian Culture Society, informed the members of the work group about the results of his visit to the General Consulate of Ukraine in St.Petersburg.

March 30, 2003. The Russia-Karelia TV channel showed the TV programme "Our War Youth" dedicated to the 63rd anniversary of the end of the Soviet-Finnish War.

The authors of the programme, TV-journalists Anatoli Gordienko and Vladimir Volotovski, devoted the whole programme to the opening ceremony of the Memorial to Finnish and Soviet soldiers fallen during the actions of 1939-1940 on Raate Road.

In March 15, 2003 the editor of "Litsey" newspaper got the letter from Tamara Mikhaylova from Petrozavodsk. Tamara Mikhaylova wrote that the article by Natalia Krasavtseva "The bells on the stones field" reminded her of those far away times. Her uncle, Pietr Vasilievich Lulakov, was one of those missed on the 1939-40 Winter War. Later Tamara Mikhaylova met with the workgroup members and passed them over some photos of her uncle, by some miracle survived the WW II times, and made a request to find more information about him in archives and to immortalise his memory. Tamara Mikhaylova also told about one more of her relatives - Pietr Nikolaevich Mikhaylov, who was wounded during the Winter War. After the recovery he was drafted again and participated in the Great Patriotic War.

March 13, 2003. The first phase of the Winter War Memorial complex opened. Present at the ceremony were the Governor of the Oulu Province Eino Siuruainen, representatives of the Lutheran and Orthodox Churches of Finland, leaders of the Regional Kainuu Union, spokesmen of the military public of Finland, Finnish veterans of the Winter War, the leadership and citizen of the Suomussalmi commune, representatives of the Russian and Ukrainian Embassies, and the participants of the working group of the Winter War Monument project from both the Finnish and Russian sides were present at the ceremony.

On the foot of the Monument to the Finnish and Russian soldiers perished on this territory during the military campaign of 1939-1940. Wreathes were laid from the President of Finland, Russian and Ukrainian Embassies.

The Memorial opening ceremony was widely covered in the Finnish Mass Media, and particularly in the news on the 1st Finnish TV channel. The Memorial opening was also widely covered by the Karelian Mass Media.

March 14, 2003. The project work-seminar took place at Raatteen Portti Museum under the guidance of Marko Seppänen, the director of the Museum and Head of the "Winter War Monument" Project. Paavo Keränen, Head Coördinator of the EU Program "Interreg IIIA - Karelia" in Regional Council of Kainuu, took part in the seminar. For health reasons the Karelian Veterans could not go to the seminar and on behalf of the veterans, D.S.Alexandrov made an address to the participants of the seminar. The address was video taped in Petrozavodsk before the departure of the work group participants for the Memorial opening.

The results of the previous stage of the project were summed up at the seminar. Also discussed in detail was the prospect of elaboration of the list of servicemen of the 163rd and 164th infantry divisions of the Workers` and Peasants` Red Army who perished on this territory.

March 15, 2003. Representatives of the Winter War Memorial project work-group took part in the opening of the traditional skiing holiday commemorating the end of the Winter War. The inhabitants of the Suomussalmi commune, athletes, servicemen, and frontier-guards took part in the skiing holiday. This year the skiing holiday was dedicated to the opening of the first phase of the memorial complex. Starting the race was Erkki Pullinen, one of the fathers of the idea of dedicating the monument and the memorial complex to all the Finnish and Soviet warriors that perished on this territory in 1939-1940, started the race.

March 11, 2003. The Winter War Memorial project work-group held a seminar in Petrozavodsk. The Winter War veteran D.S.Alexandrov and distinguished Karelian journalists and historians took part in the seminar.

Unfortunately, for health reasons none of the Karelian War Veterans invited to the first phase memorial complex opening ceremony could go to Suomussalmi. D.S.Alexandrov video taped a welcoming address to the inhabitants of the Suomussalmi commune and the Finnish Winter War Veterans on their behalf. In his address, D.S.Alexandrov acknowledged them for the initiative of perpetuating the memory of all the Finnish and Soviet warriors that perished on those territories.

Rudolf Sykiäinen, the prominent journalist, translator, and researcher, told the seminar participants about the fate of the Soviet prisoners of war in Finland. He illustrated the story with a video featuring Finnish historians devoted to this aspect of relations between the Soviet Union and Finland.

February 3-4, 2003. The Project work-seminar was held in Petrozavodsk. The interim results of the first phase of the project were summed up at the seminar.

Together with the Petrozavodsk work group (project coördinator Pavel Razinov), present at the seminar were the "Interreg IIIA-Karelia" project coördinator Paavo Keränen, the project secretary of the Kainuu region Johanna Keränen, the representative of Suomussalmi authorities Erkki Pullinen, the director of the Raatteen Portti Marko Seppänen, the representative of the National Defence College Eero Elfvengren, the researcher from Joensuu University Jussi Kämäräinen, and the well-known (both in Finland and Russia) journalist, writer, and publicist from Moscow Rudolf Sykiäinen.

November 29-30, 2002. At Raatteen Portti Museum (Suomussalmi, Finland) there took place the first joint work seminar and work meeting of the Winter War project attended by participants from both the Finnish and Karelian sides. The seminar and the meeting were dedicated to the official opening of the realization of the project.

The public representatives of the Kainuu region, Suomussalmi commune, Finnish and Russian Mass Media, and a representative of the Russian Embassy in Finland took part in the seminar.

November 26, 2002. At the Post-Diploma Teacher' Training Institute (Petrozavodsk) there took place the presentation of the Internet-site and the press conference dedicated to the official opening of the Winter War project.

The project is implemented within the framework of the frontier coöperation "Interreg IIIA - Karelia" Programme. On the initiative of the Suomussalmi commune the aim of the project is setting up a Memorial Complex dedicated to all the Finnish and Soviet warriors that perished on this territory during the Soviet-Finnish War in 1939-1940 and immortalizing the name of each perished soldier on a separate memorial stone.

The representatives of Mass Media, participants of the project work group, veterans and their relatives were present at the seminar.

November 15, 2002. The representatives of the Petrozavodsk work group met the leaders of the War History Institute and War Memorial Centre of the Russian Federation Ministry of Defence. They also visited the Main Russian War Archive on the basis of which the authors of the All-Russian Memorial Book (1939-1940) work. Among other names, it contains the names of those servicemen of the 163rd and 164th infantry divisions of the Red Army, who perished in Suomussalmi during the Soviet-Finnish War.

The Head of the of the War History Institute of the RF Ministry of Defence A.A.Koltykov informed the representatives of the project work group about the activities carried out by the President and the Government aimed at perpetuating the memory of the Soviet soldiers who perished in the Soviet-Finnish War in 1939-1940. A.A.Koltykov also told the participants of the project about the work on the All-Russian Memorial Book dedicated to the warriors who perished in military actions during that period.


Interreg IIIA Karelia

Suomussalmi Commune


Republic of Karelia
© Raatteen Portti, 2002–2004
© Karelian Institute for the Development of Education, 2002–2004
© Heninen.net, 2002–2017

HENINEN.NETRAATTEEN PORTTIНовостиИнформация о проектеПантеон памятиЭкспедицияМедиаПрессаСсылкиГостевая книгаХроника боевФотоархивДокументыВойна и судьбыПамять и законСотрудничество музеевТуризм

20 марта 2010 года. Продолжаем публикацию работы Олега Киселева.

Часть 4. ЦЕЛЬ – ПУОЛАНКА

3 января 2010 года. Публикуем следующую часть исследования Олега Киселева.

Часть 3. ГОНКА К СУОМУССАЛМИ:
      3.1. На северном фланге
      3.2 На южном фланге
      3.3 Цель - Суомуссалми
      3.4 Последний бросок
      3.5 Итоги

31 октября 2009 года. Продолжаем публикацию исследования Олега Киселева.

Часть 2. ТЕАТР БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

24 октября 2009 года. Начинаем публикацию исследования Олега Киселева.

Часть 1. «КРАСНЫЕ» И «БЕЛЫЕ» (Силы и планы сторон):
      1.1. РККА
      1.2 Финская армия

3 октября 2009 года в Важенваара установлен памятный знак на месте санитарного захоронения около четырехсот бойцов 44 стрелковой дивизии.

27 июля 2009 года в адрес проекта пришло письмо из Киева.

7 ноября 2008 года умер Павел Алексеевич Разинов, координатор проекта.

27 февраля 2008 года газета Karjalan Sanomat (город Петрозаводск) опубликовала статью одного из ведущих военных историков Финляндии Ээро Элфенгрена «Картина военных действий в 1940 году на дороге Раатее становится более ясной» (Raatteentien taistelujen 1940 kuva tarkentuu).

29 апреля – 1 мая 2007 года петрозаводская туристическая фирма «Альбина-тур» одной из первых туристических фирм России организовала туристический маршрут «Карелия – коммуна Суомуссалми» с посещением Музея Зимней войны и Мемориального комплекса в Рааттеенпортти.

16 января 2006 года в гостевой книге проекта появилось сообщение от Елены Валентиновны Рожковской из города Мурманск. При дальнейшем обмене электронными письмами удалось установить имя еще одного советского военнослужащего, погибшего под Суомуссалми в ходе Зимней (советско-финляндской) войны 1939-1940 годов.

16 ноября 2004 года в Российском главном военном архиве состоялось заседание круглого стола по теме "Малые войны и военные конфликты 1939-1940 годов (вооруженный конфликт в районе реки Халхин-Гол, советско-финляндская война)".

С докладом о результатах работы по проекту "Монумент Зимней войны" и об увековечивании памяти погибших советских воинов под Суомуссалми зимой 1939-1940 годов выступил координатор проекта с российской стороны П.А.Разинов.

12-14 марта 2004 года в Петрозаводске и в Суомуссалми (Финляндия) состоялся двусторонний военно-исторический семинар, посвященный итогам проекта "Монумент Зимней войне". Семинар начал свою работу в Петрозаводске 12 марта. В работе семинара принимали участие члены рабочей группы проекта с российской стороны, ведущие историки Карелии, сотрудники Российского государственного военного архива (РГВА), активисты книги памяти Житомирской области, представители ветеранских общественных организаций и руководство Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации.

В тот же день участники семинара выехали в Суомуссалми, где 13 марта - в день окончания Зимней (советско-финляндской) войны 1939-1940 годов - cеминар продолжил свою работу. От имени военных историков Финляндии с докладом выступил ведущий специалист Института военной истории Академии оборонительных сил Финляндии г-н Ээро Элфвенгрен. Участники семинара подвели итоги двух лет работы и определили перспективы дальнейшего сотрудничества в деле увековечивания памяти советских и финских солдат, погибших на поле брани Зимней войны.

26 февраля 2004 года в адрес координационной группы проекта "Монумент Зимней войне" обратилась жительница Петрозаводска Нина Егоровна Шевко. Нина Егоровна о проекте узнала из газет и попросила от имени братьев и сестер помочь найти сведения о судьбе двух своих погибших родственников - Кошелева Николая Андреевича, погибшего в боях 18 февраля 1940 года, и о судьбе Латкина Петра Трофимовича, погибшего 17 февраля 1940 года.

12 и 19 февраля 2003 года в адрес проекта пришли одно за другим электронные письма из Черкасской области (Украина) от семьи Валентины Михайловны и Олега Витальевича Шараменко с просьбой помочь найти место захоронения их деда, Гребеника Андрея Никифоровича, который воевал в составе 13 отдельного машинно-дорожного батальона, пропавшего без вести в бою на шоссе Суомисальмо-Перанка (так в тексте архивной справки). Большой интерес представляют собой ряд фактов, о которых пишет семья Шараменко.

26 января 2004 года на имя российского координационного проекта поступило письмо из села Колодянка Новоград-Волынского района Житомирской области от А.А.Макарчука с просьбой помочь узнать о судьбе своих земляков и родственников Опанасюка Зиновия Трофимовича, 1916 года рождения, и Макарчука Поликарпа Дмитриевича, не вернувшихся с Зимней (советско-финляндской) войны. При обращении в Новоград-Волынский райвоенкомат заместитель военкома посоветовал ему обратиться участникам проекта "Монумент Зимней войне".

22 января 2004 года в адрес проекта поступило письмо из г. Житомира от Раисы Афанасьевны Украинец, в котором она просит сообщить о судьбе своего брата - Украинца Афанасия Афанасьевича, 1915 года рождения, который погиб в ходе Зимней (советско-финляндской) войны 1939-1940 годов.

22 января 2004 года в адрес проекта поступил запрос от Новоград-Волынского горвоенкомата Житомирской области (Украина) и от Никитчиной Нины Викторовны с просьбой помочь узнать о судьбе отца Нины Викторовны - Никитчина Виктора Тимофеевича, 1903 года рождения, пропавшего без вести по ориентировочным данным во время Зимней (советско-финляндской) войны 1939-1940 годов, а по словам земляков-очевидцев погибшего на поле боя при выполнении своего воинского долга.

11 января 2004 года на имя координационного проекта с российской стороны поступило письмо из поселка Ружин Ружинского района Житомирской области (Украина) от З.Е.Покропивной. В письме Зинаида Евстафиевна просит узнать о судьбе своего отца Тышкевича Евстафия Сидоровича, 1906 года рождения, который пропал без вести по сообщению призывавшего его военкомата. Особо Зинаида Евстафиевна выражает надежду, что она благодаря проекту сможет узнать место могилы своего отца, а память его будет увековечена.

10 января 2004 года в адрес проекта поступило письмо из Днепропетровска от Н.П.Шинкаренко. Надежда Петровна обращается к участникам проекта с просьбой узнать о судьбе своего отца - Прокопенко Петра Ивановича, 1910 года рождения, участника 44-й дивизии и погибшего в ходе Зимней (советско-финляндской) войны 1939-1940 годов.

29 ноября 2003 года в адрес проекта пришло письмо от сельского совета села Попельня Попельнянского района Житомирской области с именами двадцати односельчан, не вернувшихся с Зимней (советско-финляндской) войны 1939-1940 годов.

16 октября 2003 года получено письмо из г.Бердичев Житомирской области от Петра Николаевича Музыка, в своем письме он сообщает о своем отце Музыке Николае Климентьевиче, 1904 года рождения, который служил 44-й дивизии, но погиб по данным военкомата 9 марта 1940 года при наступлении Красной Армии в районе г.Питкяранта.

16 октября 2003 года на имя российского координатора проекта поступило письмо из Житомирской области. Его авторами являются учащиеся и учителя Миролюбовской общеобразовательной школы I-III ст. Житомирского района Житомирской области. Они сообщают о первых итогах проведенной ими туристическо-краеведческой экспедиции по поиску земляков, чьи родственники не вернулись с поля брани в ходе боевых действий Зимней войны.

18 сентября 2003 года представители рабочей группы проекта "Монумент Зимней войне" из Карелии приняли участие в работе Международного семинара по вопросам охраны и использования объекта военной истории "Оборонные сооружения периода второй мировой войны в Медвежьегорске".

2 сентября 2003 года на имя российского координатора проекта пришло первое письмо из г.Житомира (Украина) от Ольги Федоровны Рошак, в котором она рассказывает о своем отце, рядовом красноармейце Федоре Климентьевиче Рошак, служившем в 44-й дивизии и пропавшем без вести на поле брани.

14 августа 2003 года участники международного проекта "Монумент Зимней войне" со стороны России провели круглый стол.

21 июля 2003 года в музее RaatteenPortti под Суомуссалми (Финляндия) состоялось заседание финляндско-российской рабочей группы проекта "Монумент Зимней войне" при участии руководства коммуны Суомуссалми и представителей регионального союза коммун региона Кайнуу, посвященное промежуточным итогам проекта и итогам первого года его реализации.

10 июля 2003 года состоялась рабочая встреча представителей рабочей группы проекта со специалистами архивных подразделений министерства внутренних дел Республики Карелия.

С 30 июня по 5 июля 2003 года в Калевальском районе работала совместная российско-финляндская научно-практическая экспедиция участников проекта "Монумент Зимней войне", в задачи которой входило установление, первичное изучение и паспортизация памятников военной истории периода 1939-1940 и 1941-1944 годов.

В состав экспедиции входили участники проекта, историки, представители структур Министерства культуры РК, а также представители администрации коммуны Суомуссалми (Финляндия) и Калевальского района (Республика Карелия).

Экспедиция была организована в рамках проекта государственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры министерства культуры Республики Карелия (В.М.Маркова) и историческим факультетом Петрозаводского университета (С.Г.Веригин) при содействии администрации местного самоуправления Калевалького района.

3 июля 2003 года рабочая группа проекта в Петрозаводске провела координационную встречу с представителями архивных служб административных органов Республики Карелия с целью конкретизации возможностей каждой из архивных служб в поиске документов, относящихся к событиям 1939-1940 годов на Суомуссалминском направлении.

Особое внимание участники встречи обратили внимание на необходимость поиска архивных документов, связанных с деятельность подразделений погранвойск и НКВД, которые наряду со 163-й и 44-й дивизиями обеспечивали взаимодействие с регулярными частями РККА в этом направлении.

2 июля 2003 года состоялась рабочая встреча участников проекта "Монумент Зимней войне" с военным комиссаром Республики Карелия, полковником А.Н.Ионовым, который подтвердил готовность Военного комиссариата республики оказывать всемерное содействие успешной реализации проекта.

26 июня 2003 года Российский комитет ветеранов войны и военной службы в лице С.В.Антропова подтвердил свою готовность участвовать в проекте "Монумент Зимней войне" и всемерно содействовать его успешной реализации.

Установлению контактов рабочей группы проекта с Российским комитетом ветеранов войны и военной службы стало возможным благодаря содействию военного атташата посольства Российской Федерации в Финляндии (С.В.Ильницкий) и Совета ветеранов войны и военной службы Республики Карелия (В.В.Громов).

4-5 июня 2003 года в Петрозаводске на базе ИПК работников образования состоялся очередной рабочий семинар проекта "Монумент Зимней войне" с участием финской стороны и представителей архивно-исторических служб Ленинградского военного округа.

2 апреля 2003 года состоялось заседание рабочей группы проекта "Монумент Зимней войне", на котором авторский коллектив ГТРК "Карелия" познакомил присутствовавших с подготовленной им телепередачей "Наша военная молодость".

От имени финских и российских участников проекта ветерану советско-финской войны Д.С.Александрову был вручен памятный знак с изображением Монумента памяти.

Представитель Общества украинской культуры А.Ю.Петренко сообщил членам рабочей группы об итогах своего визита в Генеральное консульство Украины в Санкт-Петербурге.

30 марта 2003 года на телеканале "Россия - Карелия" Карельское телевидение представило телепередачу "Наша военная молодость", посвященную 63-й годовщине окончания советско-финской войны.

Авторы передачи, тележурналисты Анатолий Гордиенко и Владимир Волотовский, полностью посвятили её церемонии открытия в Суомуссалми памятника финским и советским солдатам, погибшим в ходе боевых действий зимы 1939-1940 годов на дороге Раате.

15 марта 2003 года редакция газеты "Лицей" получила письмо от петрозаводчанки Т.С.Михайловой, в котором она пишет, что статья Натальи Красавцевой "Колокола на каменном поле" вернула ее память к далеким событиям 1939-1940 годов, так как среди погибших на той войне был и ее дядя - Лулаков Петр Васильевич. Позже Тамара Сергеевна встретилась с участниками рабочей группы проекта, передала чудом сохранившиеся фотографии своего дяди и обратилась с просьбой помочь узнать о нем на основе архивных данных и увековечить его память. Тамара Сергеевна рассказала также и еще об одном из своих родственников петре Николаевиче Михайлове, который также участвовал в Зимней войне, был ранен. После госпиталя был призван свнова в армию и участвовал в Великой отечественной войне.

13 марта 2003 года в Суомуссалми состоялось открытие первой очереди мемориального комплекса Зимней войне. На церемонии присутствовали губернатор губернии Оулу Эйно Сиуруайнен, представители лютеранской и православной церквей Финляндии, руководство Регионального Союза Кайнуу, представители военной общественности Финляндии, финские ветераны Зимней войны, руководство и жители коммуны Суомуссалми, представители посольств Российской Федерации и Украины, а также участники рабочей группы проекта "Монумент Зимней войне" как с финской, так и с карельской стороны.

К подножию памятника погибшим в этих местах в ходе военных действий 1939-1940 годов финским и советским воинам были возложены венки от Президента Финляндской Республики, от Посольства России и от Посольства Украины.

Церемония открытия нашла самое широкое освещение в средствах массовой информации Финляндии и особенно в новостных передачах Первого канала телевидения Финляндии. Средства массовой информации Республики Карелия также широко проинформировали общественность об этом событии.

14 марта 2003 года в музее Raatteen Portti под руководством Марко Сеппянена, директора музея и руководителя проекта "Монумент Зимней войны", состоялся рабочий семинар проекта, в котором принял участие координатор программы Европейского Союза "Интеррег 3А - Карелия" в регионе Кайнуу Пааво Керянен.

К участникам семинара от имени карельских ветеранов, которые по состоянию здоровья не смогли выехать на церемонию открытия, обратился Д.С.Александров. Видеозапись его обращения была сделана в Петрозаводске перед отъездом участников Рабочей группы проекта на церемонию открытия памятника.

На семинаре были подведены итоги предшествующего этапа проекта и детально обсуждены перспективы работы по уточнению списков военнослужащих 163-й и 44-й стрелковых дивизий Рабоче-Крестьянской Красной Армии, погибших в этих местах.

15 марта 2003 года представители Рабочей группы проекта "Монумент Зимней войны" приняли участие в открытии традиционного лыжного праздника, посвященного окончанию Зимней войны, в котором принимают участие жители коммуны Суомуссалми, спортсмены, военные и пограничники. В этом году лыжный праздник был посвящен открытию первой очереди мемориального комплекса. Старт забегу дал Эркки Пуллинен - один из авторов идеи создания памятника и мемориального комплекса всем погибшим в этих местах в 1939-1940 годах финским и советским воинам.

11 марта 2003 года в Петрозаводске состоялся семинар рабочей группы проекта "Монумент Зимней войне". В его работе приняли участие ветеран финской войны Д.С.Александров, а также видные карельские журналисты и историки.

К сожалению, никто из карельских ветеранов войны, приглашенных на церемонию открытия первой очереди мемориального комплекса, не смог поехать в Суомуссалми по состоянию здоровья. В связи с этим Д.С.Александровым было записано приветственное видеообращение от их имени к жителям коммуны Суомуссалми и к финским ветеранам Зимней войны со словами благодарности за их инициативу об увековечивании памяти всех погибших в тех местах воинов - как финских, так и советских.

Перед участниками семинара выступил видный журналист, переводчик и публицист Рудольф Сюкияйнен с рассказом о судьбе советских военнопленных в Финляндии. Свое выступление он проиллюстрировал видеофильмом финских историков, посвященным этому аспекту взаимоотношений между Советским Союзом и Финляндией.

3-4 февраля 2003 года в Петрозаводске прошел рабочий семинар проекта, на котором были подведены промежуточные итоги первого этапа работы.

Наряду со членами рабочей группы из Петрозаводска (координатор - Павел Разинов) в работе семинара принимали участие координатор программы "Интеррег 3 А - Карелия" Пааво Керянен, секретарь программы от региона Кайнуу Иоханна Керянен, представитель властей коммуны Суомуссалми Эркки Пуллинен, директор музея Raatteen Portti Марко Сеппянен, представитель Института военной истории Высшей школы Оборонительных сил Финляндии Ээро Элфвенгрен, исследователь из Университета Йоэнсуу Юсси Кямяряйнен, а также известный как в Финляндии, так и в России московский журналист, писатель и публицист, cвидетель многих военно-исторических событий Рудольф Сюкияйнен.

29-30 ноября 2002 года в музее Raatteen Portti (Суомуссалми, Финляндия) состоялись первый совместный рабочий семинар в рамках проекта "Монумент Зимней войне" и рабочая встреча участников проекта с финской и с карельской сторон, посвященные официальному началу реализации проекта.

В работе семинара принимали участие представители общественности региона Кайнуу и коммуны Суомуссалми, представители СМИ Финляндии и России, а также представитель посольства России в Финляндской Республике.

26 ноября 2002 года в Институте повышения квалификации работников образования Республики Карелия (Петрозаводск) состоялись презентация настоящего сайта и пресс-конференция, посвященные официальному началу проекта "Монумент Зимней войне".

Проект реализуется в рамках Программы приграничного сотрудничества "Интеррег 3А - Карелия", который по инициативе коммуны Суомуссалми направлен на создание мемориального комплекса погибшим финским и советским воинам в ходе боевых действий в районе Суомуссалми во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов и на увековечивание имени каждого погибшего воина именным камнем памяти.

На мероприятии присутствовали представители СМИ, участники рабочей группы проекта, ветераны войны и их родственники.

15 ноября 2002 года представители Рабочей группы из Петрозаводска встретились с руководством Института военной истории и Военно-мемориального Центра Министерства обороны Российской Федерации, а также посетили Российский главный военный архив, на базе которого работает авторский коллектив Всероссийской Книги памяти (1939-1940 годов), в которую включены наряду с другими и имена погибших под Суомуссалми красноармейцев 163-й и 44-й стрелковых дивизий.

Начальник Института военной истории МО РФ А.А.Кольтюков проинформировал представителей Рабочей группы о деятельности Президента и Правительства России по увековечиванию памяти погибших советских солдат в период советско-финской войны 1939-1940 годов и о работе по созданию Всероссийской Книги памяти погибшим воинам в ходе военных действий в этот период.

Руководство Института военной истории МО РФ и Военно-мемориального Центра МО РФ выразило свою готовность участвовать в реализации проекта "Монумент Зимней войне", всемерно содействуя восстановлению исторических событий под Суомуссалми.


Interreg IIIA Карелия


Коммуна Суомуссалми



Республика Карелия

© Музей Raatteen Portti, коммуна Суомуссалми, 2002–2004
© Институт повышения квалификации работников образования Республики Карелия, 2002–2004
© Heninen.net, 2002–2017