HENINEN.NETRAATTEEN PORTTINewsAbout projectMemory pantheonExpeditionMediaPressLinksGuestbookCronicle of battlesPhotoarchiveDocumentsWar and fatesMemory and lawCoöperation of museumsTourism

On January 16, 2006, message of Elena Valentinovna Rozhkovskaya from Murmansk appeared in the project's guestbook:

Hello!

I am seeking for some information about my grandfather, Kuzenko Roman Andreevich from Zhitomir. He died on 06.01.1940 and was buried 7 kilometers from the state boundary on Suomussalmi road.

In summer 2005 I was travelling from Murmask to St.Petersburg across Finland with the aim to find his grave. However, I didn't find it since I didn't find that road. I just saw a Monument. Please help to determine a place of the road and the grave location as well as some information about grandfather or advise a person who can help with this problem and find death-rolls or graves locations map (if there is some).

Thanks

After followed e-mail exchange it became possible to determine name of one more soviet soldier fallen near Suomussalmi during Winter (Soviet-Finnish) war of 1939-1940:

A lot of thanks for such a prompt and detailed answer. Frankly speaking, I didn't expect to receive it so soon. God will render you with health and happiness for such a kind and useful doing you perform.

Your letter says that the burial place was quite close, but I didn't find it since it was already about 21:00 when we found the Monument. Museum was closed at that time and it was impossible to get any info. I was travelling with grandgrandson of my grandfather - little Roman who was only 5 months then - that's why we couldn't stay in Finland and visit museum in the morning. However we keep a hope to find my grandfather's grave and will make attempts to go there.

My grandfather, Kuzenko Roman Andreevich, was military veterinarian feldsher. He was called-up in Zhitomir. We don't know his rank. Supposedly he was born in 1913. It's impossible to determine more precisely, since there are no any documents. We have only a marriage certificate, but it's very decrepit and some parts of it are missing. I managed to find out that he was serving in rifle division 122 44.

His wife and two little sons - born in 1937 and 1939 - stayed in Zhitomir. My father is elder. He told that grandfather was very kind and good person. Since neither grandmother, nor father is alive now it's impossible to get more detailed info.

My father told that granfa's both legs were injured and his friend (unfortunately, we know nothing about him) was carrying him several kilometers to sanitarian car which had to go to hospital. The car was attacked under way and blown up. A few people managed to survive and dived into a forest. My grandfather was among them. He was with some slightly-injured guy. That guy, being scared of all situation, said to grandfa, that it would be hard to save themselves together, but possible for him to do that alone. Then he left my injured grandfather to freeze over and die. That guy really managed to survive. Some time later he told this story to my granny.

In the certificate of grandfather's death a date of January 6, 1940, is indicated. It also says that granfa was killed.

I asked a stuff of "Ukraine Memory Book" to find my grandfather's exact date of birth, however, they had no information. The only thing they said he was "missed on 06.01.1940".

Translated by Paulina, 2006


Interreg IIIA Karelia


Suomussalmi commune



Republic of Karelia

© Raatteen Portti Museum, Community Suomussalmi, 2002–2004
© Post-Diploma Teacher' Training Institute of the Republic of Karelia, 2002–2004
© Heninen.net, 2002–2017

HENINEN.NETRAATTEEN PORTTIНовостиИнформация о проектеПантеон памятиЭкспедицияМедиаПрессаСсылкиГостевая книгаХроника боевФотоархивДокументыВойна и судьбыПамять и законСотрудничество музеевТуризм

16 января 2006 года в гостевой книге проекта появилось сообщение от Елены Валентиновны Рожковской из города Мурманск:

Здравствуйте!

Я ищу данные о своем дедушке, Кузенко Романе Андреевиче из г.Житомира, который погиб 06.01.1940 года и похоронен на 7 километре от государственной границы по дороге на Суомуссалми.

Летом 2005 года я из Мурманска ездила в Санкт-Петербург через Финляндию с целью найти могилу. Однако ее я не нашла, так как не нашла данную дорогу, а лишь увидела Монумент. Просьба помогите определить место расположения данной дороги и могилы, а также хоть какие-нибудь данные о дедушке или подскажите к кому можно обратится по данному вопросу и где найти списки погибших или карту мест расположения могил (если такая есть).

Спасибо.

При дальнейшем обмене электронными письмами удалось установить полные данные об еще одном советском военнослужащем, погибшем под Суомуссалми в ходе Зимней (советско-финляндской) войны 1939-1940 годов:

Огромное спасибо за столь быстрый и подробный ответ. Честно говоря, я не ожидала его получить так быстро. Дай Бог вам здоровья и счастья за столь доброе и полезное дело, которое Вы делаете.

Из вашего письма следует, что до места захоронения было совсем близко, но я его не нашла Дело в том, что когда мы нашли Монумент, было уже около 21:00. Музей на тот момент был закрыт, и узнать какую-либо информацию было не возможно. Путешествовали мы с правнуком дедушки - маленьким Романом, которому тогда было всего 5 месяцев, и поэтому остаться в Финляндии и прийти утром в музей не могли. Однако мы не теряем надежду найти могилу деда, и будем снова предпринимать, и повторять попытки выезда на данное место.

Мой дед Кузенко Роман Андреевич был военным ветеринарным фельдшером. Место призыва - город Житомир. Звания его мы не знаем. Предположительно год рождения - 1913. Точнее сказать невозможно, так как никаких документов не сохранилось, а свидетельство о браке очень старенькое и часть его отсутствует. Мне удалось узнать, что воевал он в 122 АП 44 стрелковой дивизии.

Был призван из города Житомир, где у него осталась жена и два маленьких сына - 1937 и 1939 годов рождения. Мой папа - старший. И по его рассказам, дедушка был очень добрый и хороший человек. В связи с тем, что в живых нет ни бабушки, ни моего отца, узнать более подробную информацию невозможно.

Из рассказа моего папы о гибели деда следовало, что дедушку ранило в обе ноги, и его друг (про которого, мы, к сожалению, ничего не знаем) несколько километров нес, его на себе до санитарной машины, которая направлялась в госпиталь. После отправления, проехав какой-то путь, данная машина была взорвана и обстреляна. Немногим людям удалось спастись, а те, кто спаслись, разбрелись по лесу. В их числе был и мой дед. Он находился с каким-то человеком, который был легко ранен. И этот человек, испугавшись всего происходящего, сказал деду, что вдвоем им трудно будет спастись, а один он выберется. Затем он ушел, оставив моего деда с раненными ногами замерзать. Этому человеку действительно суждено было выбраться. И спустя какое-то время он рассказал данную историю моей бабушке.

В похоронке дата смерти указана 6 января 1940 года и написано, что он был убит.

Я обращалась к сотрудникам "Книги Памяти Украины" с целью установить дату, месяц и год рождения деда, однако данной информации у них нет, единственное, что мне сказали, что у них значится - "пропал без вести 06.01.1940".


Interreg IIIA Карелия


Коммуна Суомуссалми



Республика Карелия

© Музей Raatteen Portti, коммуна Суомуссалми, 2002–2004
© Институт повышения квалификации работников образования Республики Карелия, 2002–2004
© Heninen.net, 2002–2017