HENINEN.NETRAATTEEN PORTTISuomiРусскийNewsAbout projectMemory pantheonExpeditionMediaPressLinksGuestbookCronicle of battlesPhotoarchiveDocumentsWar and fatesMemory and lawCoöperation of museumsTourism
The Winter War – The view of non-combatants
(based on the personal interviews)

The history of the Soviet-Finnish 1939-1940 War has got rather thorough and diversified analysis in the research literature. Different narrative sources were used, but mainly official. But the reconstruction of historical event, it's scale and significance propose also the maximal possible use of unofficial information, which is held by the people, contemporary to the event. Retrospective of any war, including the Winter War, are the facts of the historical memory of the nation. The "folk" representation of the wartime life if most fully presented in "verbal" history. With a time, of cause, the eventual and emotional memory weakens, yet the use of several methodological approaches shows broad possibilities to gather valuable individual information.

We have studied the verbal stories of the inhabitants of Karelia who was born in 20s and early 30s of XX century about the live of the civilians during the "Winter War". Those were mostly undocumented events of private lives.

The use of such unofficial informational sources about the war winter of 1939-1940 will allow us to compare individual reminiscences of the alive participants of the events of the time and official memories, produced by the society and the state and reproduce the integral picture of the life of the frontier region, to understand the influence of the war on the everyday life of civilian population, on it's destiny and to measure the dept of the influence of that events on the human memory. Still it should be noted that the living witnesses of the "Winter War" were at their teens in the end of the 30's. That means that we have to do with the individual and collective memory of the youth of the Soviet Karelia. During the interviews we get accordingly modified history of the Soviet-Finnish war - we get the reminiscences of the teens age with all the advantages of the purely emotional reactions on the events and all the drawbacks of the lack of the knowledge of life necessary to judge the events. The responders can be divided into three main groups: town inhabitants, villagers and Finnish youth. Such a division is based on the difference of the wartime information gathered by them, though the reminiscences have also much in common.

The differences and alikeness found in the reminiscences are based on the differences in the culture-historical basis of that period - the differences in the life in the cities and villages, differences in the range from the region of war theatre, social environment and the historical experience of the interaction with the ruling structures. It is necessary to note that the 1930's were the time of mass repression and created a specific public atmosphere that was rather traumatic to the bigger part of responders.

In this work we did not set the aim of full reconstruction of the events of the 1939-1940 winter trough their reflection in the private life of civilians. Our interests were focused on the finding and systematization of the associative images of the historical memory that spontaneously define the vector of human reminiscences. We tried to define, what was first noticed by the eyes on contemporary people that became the road-signs of that time and is still kept in the historical memory of respondents after over half of the century.

Thematically formalized approach during the interviewing allowed to define the brightest reminiscences about the "Winter War" period. They became a kind of a reference system that allowed to remember the episodes seemed to be forgotten due to the age of the respondents and different life circumstances.

T.V.Nikulina

Attachment 1. Interview of Spyaschiy Sergey Petrovitch, born 1926 in Povenets settelment, Medvazhyegorsk region
Attachment 2. Interview of Chekalova Anna Petrovna, born 1928 in Ladva Village of Prionezhsky region, during the war lived in Petrozavodsk
© Raatteen Portti, 2002–2004
© Karelian Institute for the Development of Education, 2002–2004
© Heninen.net, 2002–2017

HENINEN.NETRAATTEEN PORTTISuomiEnglishНовостиИнформация о проектеПантеон памятиЭкспедицияМедиаПрессаСсылкиГостевая книгаХроника боевФотоархивДокументыВойна и судьбыПамять и законСотрудничество музеевТуризм
Советско-финляндская война: взгляд гражданского населения
(по материалам устных опросов)

История советско-финляндской войны 1939 – 1940 годов получила достаточно глубокий и разносторонний анализ в исследовательской литературе. С этой целью привлекались разнообразные нарративные источники, преимущественно официально характера. Однако реконструкция исторического события, его масштаба, значения предполагает максимально возможное использование и неофициальной исторической информации, носителями которой являются поколения современников этого события. Ретроспективный образ любой войны, в том числе и "зимней" является фактом исторической памяти народа. "Народная" репрезентация реалий жизни военного времени с наибольшей полнотой фиксируется в материалах "устной" истории. Безусловно, что с течением времени происходит ослабление событийной насыщенности и эмоциональной составляющей в памяти человека, тем не менее, опыт использования разнообразных методик при работе с респондентами свидетельствует о широких возможностях получения ценной индивидуализированной информации.

Предметом нашего изучения стали устные рассказы жителей Карелии, год рождения которых приходится на 20-е – начало 30-х годов XX в., о жизни гражданского населения республики в годы "Зимней войны". Преимущественно это почти недокументированные события частной жизни.

Привлечения подобного рода неофициальных источников информации о военной зиме 1939 – 1940 гг. позволит нам соотнести индивидуальные воспоминания реакций и опыта живых участников событий того времени с коллективной памятью, которая формируется обществом и государством, и воссоздать наиболее цельную картину жизни прифронтового региона, понять насколько серьезно военные события отразились на повседневной жизни мирного населения, как повлияли на его судьбу, насколько глубоко отложились в памяти современников. Однако надо иметь ввиду, что ныне живущие современники "Зимней войны", являвшиеся респондентами, были в конце 30-х годов тем поколением, которое еще не достигло своего совершеннолетия, и мы имеем дело с индивидуальной и коллективной социальной памятью молодежи Советской Карелии. В ходе интервью мы получаем соответствующую модификацию истории советско-финляндской войны: это воспоминания детско-юношеской поры со всеми преимуществами непосредственной эмоциональной реакции на события и недостатками, связанными с отсутствием должного жизненного опыта, необходимого для оценки происходящего. Среди респондентов можно обозначить 3 основные группы: городская молодежь, сельская молодежь и молодежь финской национальности. Подобное членение определяется тем обстоятельством, что сюжетно-событийная информация по этим группам существенно расходится, хотя имеются и общие семантические черты.

Выявленные различия и совпадения определяются всем культурно-историческим контекстом того временного периода: особенностями в условиях проживания в городе и деревне, спецификой регионального положения населенного пункта (степенью удаленности от границы, а значит от места боевых действий), социальной средой, реалиями межнациональных отношений, историческим опытом взаимодействия с властными структурами. Необходимо учесть, что 30-е годы – время массовых политических репрессий, которые создали специфическую общественную атмосферу и явились травматическими событиями для значительной части респондентов.

В настоящей работе не ставилась задача воссоздать всеобъемлющую панораму событий зимы 1939 – 40 гг. через их отражение в частной жизни гражданского населения. Наши интересы были сфокусированы на определении и систематизации ассоциативных образов-символов исторической памяти, которые спонтанно определяют заданный вектор воспоминаний человека. Мы попытались определить, что же прежде всего замечал внимательный взгляд современника, что становилось знаком того времени и было сохранено в историческом опыте респондента на протяжении долгих десятилетий.

Тематический формализованный опрос в ходе сбора интервью позволил определить наиболее яркие воспоминания о периоде "Зимней войны", которые явились своеобразными координатами и позволили воссоздать в памяти сюжеты, оказавшиеся вытесненными из сознания и забытыми вследствие естественного старения респондентов и вследствие различных жизненных обстоятельств.

Никулина Т.В.

Приложение 1. Интервью Спящего Сергея Петровича, 1926 года рождения, уроженца Медвежегорского района, посёлка Повенец
Приложение 2. Интервью Чекаловой Анны Петровны, 1928 года рождения, уроженки Прионежского района, села Ладва, место проживания во время войны – город Петрозаводск
© Raatteen Portti, 2002–2004
© Karelian Institute for the Development of Education, 2002–2004
© Heninen.net, 2002–2018