HENINEN.NETRAATTEEN PORTTISuomiРусскийNewsAbout projectMemory pantheonExpeditionMediaPressLinksGuestbookCronicle of battlesPhotoarchiveDocumentsWar and fatesMemory and lawCoöperation of museumsTourism
Military actions near Suomussalmi
during the Soviet-Finnish war of 1930-1940

The Soviet Red Army concentrated for the attack in the Northern Karelia the 9th Army. The Army front was about 400 km - from the Polar Circle to the northern shores of the Ladoga Lake. It consisted of two infantry corpses (47th and Special) with 4 infantry divisions (122, 163, 54 and 44) and three detached tanks battalions. The elements of the 44th division began to arrive to the front only with the beginning of the military operations. The army main target was Kajaani with the first target line Kemijärvi-Rontiomäki. Later it should enter the shore of the Gulf of Bothnia and take Oulu (Uleåborg), cutting the Finland in two. That was the shortest way from the Finnish eastern border to the western shore. The operational depth was about 235 km. The headquarters of the 9th Army planned the duration of the operation about 20 days with daily pace of 14-30 km. At the beginning of the war only 4 Finnish battalions stood against the army.

The 9th Army attacked in three sectors - Kandalaksha, Uhtua and Reboly. The main attack was blown at the left flank (on Reboly sector) by the Special corps of the army, consisting of the 54th infantry division and 51st detached artillery regiment. The reserve 44th infantry division was also concentrating here. The 47th infantry corps, consisting of 122nd and 163rd divisions, detached tanks battalion and four artillery battalions, acted on the centre and the right flank. The 122nd infantry division advanced in the Kandalaksha sector. The 163rd infantry division under command of Kombrig (Brigade General) A.Zelenkov attacked in the centre of the Uhtua sector. The division consisted of three infantry regiments (81st alpine, 662nd and 759th), 365th artillery regiment, tanks, reconnaissance and field-engineers battalions. The division attacked from Uhtua (now - Kalevala) on Suomussalmi - Kajaani - Oulu (Uleåborg).

With the beginning of the military actions the 81st and 662nd regiments began the attack on the right flank along the Lehtovaara-Juntuoranta road. 759th regiment attacked from Vazhenvaara along the Raate-Suomussalmi road. At the first days the troops successfully deepened into the Finnish territory, as only one Finnish battalion and small groups of the boarder guards opposed them. In November 30th they took Juntuoranta and continued advance along Kuusamo-Suomusssalmi road.

Other formation also did not meet serious resistance. But the main success was achieved not at the sector of main attack, but in the centre of the army - in the sector of 163rd infantry division. Despite the difficult relief, its troops moved some 50 km into Finnish territory during four first days. But even this success did not please the General Headquarters, which expected higher temps. On December 2nd it demanded from the commanders of the 9th Army "in all ways to speed up the movement of our troops in the Uleåborg sector.

The 163rd infantry division continued their offensive and by December 4th cut Kuusalmo-Suomussalmi road near Pallovaara. The 662nd regiment turned to the North and 81st alpine regiment to the South towards Suomussalmi and in December 6th came to the settelment. On the next day the 759th infantry regiment approached it from the east. Suomussalmi, being the significant road crossing, was defended by two Finnish infantry battalions. Soviet troops, attacking Suomussalmi from two directions, forced Finns to retreat. On December 8th they took Suomussalmi and Finnish troops fortified on the southern and western shores of the Kiantajärvi Lake.

Finnish Headquarters understood the danger aroused with the loosing Suomussalmi: it opened the shortest way to Oulu (Uleåborg). It hurriedly transferred here the reserve infantry regiment. The new regiment together with the battalions already standing it Suomussalmi formed a brigade under command of Colonel H.Siilasvuo. On December 11th the brigade counterattacked and in the result of the flanking strike cut the road Raate- Suomussalmi, cutting the supply line of the avant-garde troops. The initiative went to the Finnish side and 163rd division had to temporally stop the offence.

After rebutting the Finnish counterattack, Kombrig Zelentsov attempted to continue the offence. He regrouped his troops and transferred the combat onto the right flank. The Soviet General Headquarters, disturbed by the negative development in the sector of the 9th Army, demanded to restore the situation immediately. In December 19th Komkor (Corps General) Dukhanov got the telegram signed by I.Stalin and K.Voroshilov. It demanded to transfer the 44th division from Reboly sector to the region near Suomussalmi and use all the forces of the 44th division "without any delay" to "do not allow the enemy to encircle and capture the two regiments of the 163rd division" and "use all the aviation to help" the division.

The Finnish Headquarters also continued to enforce the troops near Suomussalmi, sending there their last resourses - 64th and 65th infantry regiments and detached units. In December 22nd all the troops near Suomussalmi were combined into 9th infantry division under command of Colonel Siilasvuo.

After capturing the strategic points on the Raate road, blocking in this way 163rd division Colonel Raate started the attack on Suomussalmi. 81st and 759th regiments of 163rd division, cut off from supply, after a bitter battle had to leave Suomussalmi in December 28th and started the retreat th the nerth-east along the Kiantajärvi Lake towards Juntuoranta. At the same time at the right flank of the 163rd division four Finnish battalions had stricken at the 662nd regiment. Unable to withstand the regiment, with heavy losses, had to retreat to Juntuoranta.

Fulfilling the order of the General Headquarters Komkor Dukhanov ordered the commander of the 44th infantry division Kombrig (Brigade General) A.Vinigradov to strike at Suomussalmi from Vazhevaara, unblock the Raate- Suomussalmi road and get in contact with the troops of 163rd division. The 44th division consisted of three infantry regiments (25th, 146th and 105th), two artillery regiments (122nd and 179th), tanks, reconnaissance, field-engineers, anti-tank and signals battalions, field hospital and other units. But the deployment of the division went very slow. Some units at that time still were in the troop trains. Because of the lack of automobiles the troops went to Vazhenvaara both by wheels and afoot. The division column stretched for about 30 km. As a result, the units were entering the battle from the march, usually by battalions. It also should be noted that the division just came from Ukraine and practically was not ready to act in the conditions of the northern war theatre. The snow and the difficult relief did not allow the commander of the division to use effectively the heavy weapons. As a result, the blow was too weak and did not help the 183rd division, which was loosing the strength.

And the 44th division also came into difficult situation. After liberation of Suomussalmi the commander of the Finnish 9th infantry division regrouped his forces and retargeted the main attack against 44th division. Setting a covering against its avant-garde, Colonel Siilasvuo arranged several flanking attacks on the 44th division column spread along Raate road. All communications were broken. The division could not get ammunition, fuel and food, could not evacuate the wounded. At this time the 44th division was only 10 km short to positions of 163rd division.

As a result bad coördination, Colonel Zelentsov, without the concordance of Kombrig Vinogradov, decided to make a retreat under the cover of rear-guard. The division units crossed the Kiantajärvi Lake by the ice and retreated to the north-east. About 30% of the men and most heavy armament were lost during this retreat.

The position of 44th division worsened every day. As a result of Finnish attacks during December 30th 1939 to January 4th 1940 the division was divided into six pockets. Kombrig Vinogradov was unable to predict Finnish actions and to organise counter-measures. The Commander of the 9th Army Komkor (Corps general) Chuykov (he replaced Komkor Dukhanov on this post in December 22nd) and the commander of the 47th corps Kombrig (Brigade general) I.Dashichev were also unable to organise the coöperation between 163rd and 44th divisions.

The situation was worsened by the fact that at the moment of Finnish flanking attacks the commander of the 44th division Kombrig Vinogradov was in the 146th regiment which was the first to get into encirclement. The division commander tried to organise deblockading by the attack of 25th regiment, but all the attempts failed. The units of the Finnish 9th infantry division held the four strongpoints at which they cut the road. The road was staffed with transport, artillery and infantry, but the main forces of the 44th division were left without supply and military units were isolated from each other.

In January 5-7 Vinogradov tried to arrange the break-through, but without supply the attacks stalled. Small Finnish groups were giving constant short blows. They unexpectedly appeared at the flanks and in the rear, opened the fire and disappeared. They attacked not only line troops but also staffs. This disorganised the troops, cut the communication and caused heavy losses. To make it worse, the soldiers, hastily thrown to Karelia from Ukraine, were not equipped to withstand heavy frosts. They did not have winter coats, warm boots and woollen mittens. Light overcoats, puttees and tarpaulin mittens could not keep warmth at the 100 degrees frosts.

Neither the army commander nor the corps commander could organise any sufficient help - they did not have real reserved. All the reserved consisted of one battalion of 305th infantry regiment, 179th howitzer artillery regiment that managed not to be encircled and five companies arranged from the reinforcements. But those forces could only slightly press the Finns - about half a kilometre. All the attempts to break the circle around 44th division failed.

Trying to save the rest of the people Kombrig Vinogradov decided to wreck the transport and heavy armament and to break through only with the light weapon. He did not wait for permission and in January 5th started the break through. In January 5th-7th the division, with heavy fighting, tried to force the way through. But only a few could return. After January 10th the active actions on this sector practically stopped. The remnants of the 44th division took stand on the Suomussalmi road some ten kilometres from the border. Those who could break through the encirclement were concentrating near Vazhenvaara.

After the battle the following units left from the 44th division: 179th howitzer artillery regiment (with all guns), one battalion of 305th infantry regiment, 78th military hospital, second-tier transport units and division rears that practically did not suffer. In the infantry regiments the were only about 1000 men left. 1057 wounded and frostbitten soldiers were sent to hospitals. Many wounded were left in the encirclement.

According the report of the 9th Army headquarters only during the period from January 1st to January 6th the 44th division lost 33 tanks, 9 armoured cars, 14 mortars, 225 trucks. At the same time 3500 men were killed or lost without notice. Total losses were over 6000 men.

Any war is a people tragedy. Russia and Finland passed through that in the winter of 1939/40. The 105-days war brought to the Soviet and Finnish peoples sorrow and suffering. We shall note the wisdom of peoples and governments of Russia and Finland that learned on this war. They had the courage not only to find the ways for reconciliation, but to establish friendly relations, which allowed to stiffen the pain of the former offences and jointly to immortalise the memory of those, fallen in action. The monument near Suomussalmi, opened a year ago, is a real proof of that.

Alexander A.Koltyukov

© Raatteen Portti, 2002–2004
© Karelian Institute for the Development of Education, 2002–2004
© Heninen.net, 2002–2017

HENINEN.NETRAATTEEN PORTTISuomiEnglishНовостиИнформация о проектеПантеон памятиЭкспедицияМедиаПрессаСсылкиГостевая книгаХроника боевФотоархивДокументыВойна и судьбыПамять и законСотрудничество музеевТуризм
Боевые действия в районе Суомуссалми в период советско-финляндской войны 1939-1940 годов

Советское командование для наступления в Северной Карелии сосредоточило соединения 9-й армии. Армия действовала в 400-километровой полосе от Полярного круга до северного побережья Онежского озера. В ее состав входили 2 управления стрелковых корпусов (47-го и Особого), 4 стрелковые дивизии - 122, 163, 54-я и 44-я, которая начала прибывать в полосу армии лишь к началу боевых действий, и 3 отдельных танковых батальона. Армия получила задачу наступать на Каяани и выйти на рубеж Кемиярви, Контиомяки. В дальнейшем она должна была выйти к побережью Ботнического залива и овладеть городом Оулу (Улеаборг), разрезав тем самым Финляндию на две части. Это был самый кратчайший путь от восточной границы Финляндии до ее Западного побережья. Глубина операции достигала 235 километров. Общая продолжительность операции по замыслу командования 9-й армии составляла около 20 суток. Средний темп наступления планировался от 14 до 30 километров в сутки. Армии в начале войны противостояли четыре финских батальона.

9-я армия наступала на трех направлениях - кандалакшском, ухтинском и ребольском. Главный удар наносился на левом крыле, на ребольском направлении, силами Особого стрелкового корпуса в составе 54-й стрелковой дивизии и 51-го корпусного артиллерийского полка. На это направление нацеливался и резерв армии - 44-я стрелковая дивизия. На правом крыле и в центре действовал 47-й стрелковый корпус, в который входили 122-я и 163-я стрелковые дивизии, отдельный танковый батальон и четыре артиллерийских дивизиона. На кандалакшском направлении наступала 122-я стрелковая дивизия. В центре армии, на ухтинском направлении, действовала 163-я стрелковая дивизия комбрига А.И.Зеленцова. В ее состав входили три стрелковых полка (81-й горнострелковый, 662-й и 759-й), артиллерийский полк (365-й), танковый, разведывательный, саперный батальон, противотанковый дивизион, батальон связи и другие подразделения. Дивизия наносила удар из Ухты (в настоящее время Калевала) на Суомуссалми, Каяани, а в дальнейшем - в направлении на Оулу (Улеаборг).

С началом боевых действий 81-й и 662-й стрелковые полки начали наступление на правом фланге 163-й стрелковой дивизии, используя дорогу Лехтоваара - Юнтуоранта. 759-й стрелковый полк выступил из местечка Важенваара и повел наступление вдоль дороги Раате - Суомуссалми. В первые дни операции части успешно продвигались в глубь финской территории, так как им противостояли лишь батальон финских войск и мелкие подразделения пограничников. Овладев 30 ноября населенным пунктом Юнтуоранта, они продолжили наступление к дороге Куусамо - Суомуссалми.

Незначительное сопротивление встретили и другие соединения 9-й армии. Однако наибольший успех все же был достигнут не на направлении главного удара, а в центре армии - в полосе 163-й стрелковой дивизии. Несмотря на сложный рельеф местности, ее части за первые 4 дня продвинулись в глубь финской территории на 50 километров. Но и такой успех не устраивал Главное командование, которое ожидало более высоких темпов продвижения. 2 декабря оно потребовало от командования 9-й армии «всемерно форсировать продвижение наших войск на улеаборгском направлении».

Части 163-й стрелковой дивизии продолжали развивать наступление и к 4 декабря в районе Палловаара перерезали дорогу Куусамо - Суомуссалми. После чего 662-й стрелковый полк повернул на север, а 81-й горнострелковый полк устремился на юг к Суомуссалми и 6 декабря он вышел на ближние подступы к нему. На следующий день к этому населенному пункту с востока подошел и 759-й стрелковый полк. Боевые действия развернулись на подступах к селу Суомуссалми, которое являлось важным узлом дорог, и оборонялось двумя финскими пехотными батальонами. Советские части, наступавшие на Суомуссалми с двух направлений, вынудили финские подразделения отступить. 8 декабря части овладели Суомуссалми, а финские подразделения закрепились на южном и западном берегах озера Кианта-ярви.

Финское командование, сознавало всю ту опасность, которую таила в себе потеря Суомуссалми: отсюда открывались кратчайшие пути на Оулу (Улеаборг). Поэтому оно спешно перебросило в этот район свой резерв - пехотный полк. Прибывший полк вместе с батальонами, оборонявшимися под Суомуссалми, влились в сформированную бригаду под командованием полковника Х.Сииласвуо. Уже 11 декабря бригада перешла в контратаку и в результате флангового удара перерезала пути снабжения частей 163-й стрелковой дивизии по дороге Раате - Суомуссалми. Инициатива оказалась в руках финского командования, а дивизия вынуждена была приостановить наступление.

Отразив контратаку финских подразделений, комбриг Зеленцов предпринял попытку развить наступление. С этой целью он провел перегруппировку и перенес направление главного удара на правый фланг. Ставка советского Главного командования, обеспокоенная неблагоприятным развитием событий в полосе 9-й армии, потребовала срочно восстановить положение. Уже 19 декабря командарм Духанов получил телеграмму за подписью И.В.Сталина и К.Е.Ворошилова. От него потребовали перенацелить в район Суомуссалми с ребольского направления и срочно «бросить в бой без промедления» все силы 44-й стрелковой дивизии для того, «чтобы не дать противнику окружить и взять в плен два полка 163-й стрелковой дивизии», а также «бросить всю авиацию на помощь» дивизии.

Финское командование также продолжало наращивать свои силы, направляя в район Суомуссалми практически свои последние резервы - 64-й и 65-й пехотные полки, а также отдельные подразделения. 22 декабря все части и подразделения, действовавшие в этом районе, финское командование объединило в 9-ю пехотную дивизию, которую возглавил полковник Сииласвуо.

Заняв узловые пункты дороги на Раате и, преградив частям 163-й стрелковой дивизии практически все направления, полковник Сииласвуо начал штурм Суомуссалми. Лишенные путей подвоза материальных средств, 81-й и 759-й стрелковые полки 163-й стрелковой дивизии после ожесточенных боев оставили 28 декабря населенный пункт и начали отход на северо-восток вдоль озера Кианта-ярви к Юнтуоранта. В то же самое время на севере, на правом фланге дивизии финская группа в составе четырех батальонов нанесла удар по 662-му стрелковому полку. Не сдержав натиска финских подразделений, полк понес значительные потери и вынужден был начать отход к Юнтуоранта.

Выполняя приказ Главного командования, комкор Духанов поставил задачу командиру 44-й стрелковой дивизии комбригу А.И.Виноградову: из района Важенваары нанести удар на Суомуссалми и деблокировать дорогу Раате - Суомуссалми и соединиться с частями 163-й стрелковой дивизии. В состав 44-й стрелковой дивизии входили три стрелковых полка (25, 146 и 305-й), два артиллерийских полка (122-й и 179-й), танковый, разведывательный, саперный, медико-санитарный батальоны, противотанковый дивизион, батальон связи и другие подразделения. Однако развертывание дивизии шло медленно. Некоторые подразделения и части к этому времени еще не успели выгрузиться из железнодорожных эшелонов. Из-за нехватки автотранспорта переброска в район Важенваары осуществлялась комбинированным способом - на автомашинах и походным маршем. Колонны частей дивизии растянулись на 30 км. В результате части дивизии вступали в бой с марша и, как правило, побатальонно. Причем, дивизия прибыла только с Украины и практически была не готова вести бой в условиях северного театра военных действий. Снег и сложный рельеф местности препятствовали командиру соединения в полной мере использовать имевшуюся у него боевую технику. Именно поэтому удар получился слабым, а положение 163-й дивизии оставалось все таким же тяжелым: ее силы иссякали.

Но и сама 44-я стрелковая дивизия оказалась в сложном положении. Командир финской 9-й пехотной дивизии после освобождения села Суомуссалми перегруппировал свои части: теперь основные силы он перенацелил против 44-й стрелковой дивизии. Выставив заслон на пути советских подразделений и частей, полковник Сииласвуо нанес несколько фланговых ударов по частям дивизии, растянувшимся вдоль дороги на Раате. Все коммуникации оказались перерезанными. Соединение лишилось подвоза боеприпасов, горючего и продовольствия, не смогло эвакуировать раненых. К этому времени 44-ю стрелковую дивизию отделяли от 163-й дивизии всего 10 километров.

Из-за отсутствия взаимодействия полковник Зеленцов, не дожидаясь подхода частей 44-й стрелковой дивизии, и не согласовав свои действия с комбригом Виноградовым, принял решение на выход из окружения самостоятельно под прикрытием арьергарда. Продвигаясь на северо-восток, части дивизии преодолели по льду озеро Кианта-ярви, и вышли к советско-финляндской границе, потеряв при этом около 30 процентов личного состава, а также большое количество оружия и военной техники.

Положение 44-й стрелковой дивизии ухудшалось с каждым часом. В результате ударов, предпринятых финскими войсками с 30 декабря 1939 года по 4 января 1940 года, дивизия была расчленена на шесть очагов сопротивления. К сожалению, комбриг Виноградов не сумел разгадать маневр финских войск и организовать им отпор. Кроме того, ни командующий 9-й армией комкор В.И.Чуйков, который 22 декабря сменил на этом посту комкора М.П.Духанова, ни командир 47-го стрелкового корпуса комбриг И.Ф.Дашичев не сумели в этой ситуации организовать совместные удары 163-й и 44-й стрелковых действий.

Усугубило положение и то, что в самый ответственный момент - в период финских контратак, командир 44-й дивизии комбриг Виноградов находился в 146-м стрелковом полку. Именно этот полк первым оказался в окружении. Командир дивизии пытался организовать его деблокаду силами 25-го стрелкового полка, но предпринятые усилия не дали желаемого результата. Части 9-й пехотной дивизии продолжали удерживать дорогу на Раате, перехваченную ими в четырех местах. А дорога была забита обозами, артиллерией и пехотой, так что главные силы 44-й стрелковой дивизии оказались без баз снабжения, а части и подразделения изолированными друг от друга.

С 5 по 7 января Виноградов попытался организовать выход частей из окружения, но боеприпасы и продовольствие были на исходе. К тому же небольшие финские лыжные отряды постоянно наносили беспокоящие удары. Внезапно появляясь на флангах и в тылу советских частей, они открывали плотный огонь, а затем внезапно исчезали. Ударам подвергались не только подразделения, но и штабы. Это вносило сумятицу, нарушало связь, дезорганизовывало управление, подразделения несли потери. Усугубляло положение и то, что дивизия, переброшенная из украинского города Житомир, практически не имела ни полушубков, ни валенок, ни теплых рукавиц. Шинели, шапки-буденновки, обмотки и брезентовые рукавицы никак не спасали красноармейцев от сильных морозов, достигавших в то время 40 градусов.

Ни командарм, ни командир корпуса из-за отсутствия у них резервов не могли оказать существенной помощи окруженным частям. В их распоряжении имелись лишь батальон 305-го стрелкового полка, 179-й гаубичный артиллерийский полк, избежавшие окружения, и 5 рот, сформированных из прибывшего пополнения. Но, такими силами удалось лишь потеснить подразделения финской 9-й дивизии, всего на полкилометра. Все попытки прорвать кольцо вокруг частей 44-й дивизии были безуспешными.

Комбриг Виноградов, пытаясь спасти оставшихся людей, принял решение вывести из строя технику и тяжелое вооружение, а затем выходить со стрелковым оружием. Не дождавшись утверждения своего решения, он с 5 по 7 января начал прорыв кольца. Ведя тяжелые бои, дивизия пыталась всеми возможными способами вырваться из окружения. Но вырваться удалось немногим. Фактически после 10 января активные боевые действия в районе Суомуссалми прекратились. Оставшиеся от 44-й стрелковой дивизии части и подразделения заняли оборону на участке дороги на Суомуссалми, в 9 километрах от границы. Вырвавшиеся из окружения бойцы и командиры сосредоточивались в районе Важенваары.

После завершения боев в районе Суомуссалми в 44-й стрелковой дивизии остались следующие части и подразделения: 179-й гаубичный артиллерийский полк (орудия сохранены полностью), батальон 305-го стрелкового полка, 78-й медико-санитарный батальон, обозы второго разряда полков и дивизионные тылы, которые практически не пострадали. В каждом стрелковом полку осталось примерно по тысяче человек, а 1057 раненных и обмороженных бойцов и командиров были направлены в госпиталь. Многих раненных воинов вывезти из окружения не удалось.

Судя по докладу штаба 9-й армии, 44-я стрелковая дивизия только с 1 по 6 января 1940 года потеряла 33 танка, 9 бронеавтомобилей, 86 орудий, 14 минометов, 225 автомобилей. За то же время погибло и пропало без вести свыше 3,5 тыс. человек. А всего выбыло из строя около 6 тыс. человек.

Любая война - это трагедия народов. Россия и Финляндия прошли через это зимой 1939/40 г. 105-дневная война принесла советскому и финскому народам горе и страдания, потребовала больших жертв. Необходимо с удовлетворением отметить мудрость народов и правительств Финляндии и Российской Федерации, которые извлекли уроки из этой войны и осознали ее пагубные последствия. У них достало мужества не только найти пути примирения, но и установить добрососедские отношения, позволившие со временем ослабить боль прошлых обид и подняться до цивилизованных форм увековечения памяти павших в боевых действиях. Свидетельством этому является мемориал, открытый в районе Суомуссалми год назад.

А.А.Кольтюков

© Raatteen Portti, 2002–2004
© Karelian Institute for the Development of Education, 2002–2004
© Heninen.net, 2002–2017